Доклад настоятельницы Мологского Покровского женского монастыря игумении Феодориты "Мологский Покровский женский монастырь - Духовный центр возрождения Мологского края"

Доклад настоятельницы Мологского Покровского женского монастыря игумении Феодориты "Мологский Покровский женский монастырь - Духовный центр возрождения Мологского края"

Всероссийская научно-практическая конференция с участием зарубежных ученых

"ПРОБЛЕМЫ РЫБИНСКОГО ВОДОХРАНИЛИЩА И ПРИБРЕЖНЫХ ТЕРРИТОРИЙ"

Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет Почвоведения
25 - 27 мая 2011 г.

Доклад "Мологский Покровский женский монастырь - Духовный центр возрождения Мологского края"

Игумения Феодорита (Маркова)
Настоятельница Мологского Покровского женского монастыря

И объяли меня воды до души моей,
И бездна поглотила меня.
(Иона 2,6)

Город Молога впервые упомянут в летописях, датированных 1149 годом, хотя возник, возможно, раньше, как административно-торговый погост в узле речных путей, по которым шла славянская колонизация края. Он располагался при впадении реки Мологи в Волгу.

В XIV-ХV веках Молога - центр княжества. Недалеко от города, а затем в самой Мологе, находилась крупнейшая ярмарка, куда съезжались русские, восточные и европейские купцы. В XVII-XVIII веках Молога существовала как торговый посад, а в 1777 году ей возвратили статус города. 21 марта 1780 года Екатерина II утвердила регулярный план застройки Мологи.

Для современного периода истории город Молога - символ трагедии, эпицентр Волжского апокалипсиса при создании Рыбинского водохранилища. Площадь этого искусственного озера - 4,5 тысячи квадратных метров, длина - 150, ширина – 75 километров. Плотина подняла воды Волги на 18 метров. Вода затопила огромное пространство Мологско-Шекснинского междуречья.

Накануне затопления в городе насчитывалось 900 домов, из них - около 100 каменных. Сейчас здесь нет ни города, ни монастыря, ни церквей. Лишь после засушливого лета они выходят из-под воды, чтобы напомнить о себе. Молога, как призрак, то появляется, то исчезает, пугая следами грандиозного разрушения.

При создании искусственного водоёма и заполнении водохранилища под водой не только полностью исчез город Молога: затоплены город Весьегонск, около 700 сел и деревень с 26-ю тысячами дворов, десятки приходских храмов, три монастыря, бывшие дворянские усадьбы, неизученные памятники археологии, леса, поля, луга, дававшие лучшее в России сено. Было переселено около 150 тысяч человек. Так, большое село Брейтово, располагавшееся при впадении легендарной реки Сити в Мологу, переместили на новое место.

В память о затопленных святынях на небольшом полуострове поставлена часовня. Она сияет над водами золотым куполом, как покаянная свеча, зажженная в память о погубленных святынях и душах.

Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви в Москве 22 марта 2011 года незатопленному Покровскому женскому монастырю в селе Быково Ярославской епархии прошением Архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла было возвращено его прежнее название - Мологский. В год 70-летия со дня ликвидации Мологского края, географического и топонимического термина «Молога», это имя было вновь возвращено на карту России, что символично - в стены православной обители, коими была богата Мологская земля.

Первые шаги в направлении сохранения объектов историко-культурного духовного наследия уже сделаны. Мологский край был духовно богат, о чем свидетельствуют архивные документы.

К примеру, по сведениям за 1865 год время реформенное, когда жителям нужно было думать о выкупе своих земель, они жертвовали ежегодно в храмы и монастыри Мологского края по 6 тысяч рублей. Тогда как в храмы богатого купеческого города Рыбинска - всего 2,5 тысячи, губернского Ярославля - 7-8 тысяч рублей.

Провинциальный город Молога опережал в своем духовно-материальном развитии крупный, экономически развитый город, столицу хлебной торговли России - Рыбинск, - и шел почти наравне с городом областного центра. Это говорит о высокой духовной, нравственной составляющей жителей Мологского края. На их духовно-культурное развитие влиял благодатный крестьянский труд, духовно-интеллектуальная роль знатных лиц, проживающих здесь. Таких как Мусины-Пушкины, Апраксины, Куракины, Нарышкины, Шамины, Шуваловы, Ситские, Прозоровские и многие другие.

На мологских землях находилось почти 100 православных храмов, храмов редких архитектурных стилей и особенностей. Было на территории Мологского уезда два монастыря - Кирилло-Афанасьевский женский и Мологский Покровский женский. По милости и по промыслу Божьему бывший Мологский Покровский женский монастырь в зону затопления не попал, он, единственный в этих местах хранитель прошлого, в настоящее время из руин и забвения возрождается.

Водами Рыбинского водохранилища были затоплены еще два монастыря, не бывшие Мологскими. Поскольку Рыбинское водохранилище, став надгробием Мологского края, в среде общественности именуется Мологским озером, то и эти обители принято считать Мологскими. Это Югская-Дорофеевская пустынь Рыбинского уезда, отметившая незадолго до своего затопления 400 лет, и третий в России по значимости и численности после Дивеева и Шамордина - Леушинский женский Иоанно-Предтеченский монастырь Череповецкого уезда.

Все эти святыни представляли собой уникальные исторические памятники, свидетельствующие о духовном, культурном развитии не только жителей Мологского края Ярославии, но и всей России. Ибо архитектурные особенности, их комплексное предназначение говорят нам о высоком уровне образованности сельского духовенства того времени. К сожалению, в память и в назидание потомкам до нас дошли лишь несколько фотографий, воспоминания местных жителей.

Лишь два десятка храмов и один монастырь не попали в зону затопления и остались на территории уже не Мологского, а Брейтовского и Некоузского районов Ярославской области.

Рыбинское водохранилище в православной христианской общественности именуется местом священным, а его побережье - островком Спасения.

Вот поэтому очень важно во всех отношениях не только сохранить, но и возродить незатопленные святыни - объекты духовно-культурного наследия Мологского края, ныне находящиеся на территории Брейтовского и Некоузского районов. А именно: девять православных храмов на территории Брейтовского благочиния (находящиеся в населенных пунктах Захарино, Байловское, Тимонино, Сутка, Прозорово, Семеновское, Горинское, Косково, Брейтово). Тридцать три храма в Некоузском районе (находящиеся в населенных пунктах Станилово, Спас-Ильд, Рожалово, Раево, Правдиво, Покров-Раменье, Новинское, Ново-Никольское, Марьино, Лацкое, Кузьма Демьян, Красное, Колегаево, Козлово, Ковезино (Покровское на Кадке), Дмитровокое, Воскресенское, Верхне-Никульское, Воскресенское в Наледенице, Веретея, Введенское, старый Некоуз, Николо Замошье. Плюс утраченные Ажерово, Копань, Кузяево, Маслово, Николо-Свечино, Новое, Ново-Александровское, Никольское-Ушаково, Сменцево, Фроловское).

Все эти святыни мы должны сохранить и передать будущим поколениям, ибо они являют собой не только стержень - опору сохранения жизни в угасающих Брейтовском и Некоузском районах, но и сохранения истинно русской, национальной сельской культуры. Вот по такому пути - пути поэтапного возрождения Мологского края, побережья Рыбинского водохранилища должно двигаться его возрождение. Сегодня в Мологской Покровской обители создается музей святых и святынь Мологского края.

Наш монастырь - единственный в наших Мологских-Ситских местах хранитель прошлого. Его возрождение сегодня - это возрождение Святой Мологской земли завтра.

История возникновения нашего монастыря нигде в архивных документах не описана, но она сохранилась в памяти местных жителей, которые рассказывали, как потомственная дворянка Елизавета Федотовна Ермолинская возвращалась из их храма, где молила Господа вразумить ее, как распорядиться своим имуществом. И вот, подъезжая к усадьбе, она увидела, по словам одних - большой белый огненный столп, по словам других - большую горящую свечу, исходящую из самого центра ее усадьбы. То для Е.Ф.Ермолинской стало знамением - отдать все свое имущество в лоно Русской Православной Церкви для создания монастыря.

В 1885 году Елизавета Федотова написала прошение Ярославскому архиепископу Ионафану с просьбой учредить монастырь, и император Александр III в декабре того же года утвердил документы Святейшего правительствующего Синода об учреждении обители. Указом Консистории от 21 марта 1886 года мантийная монахиня Ярославского Казанского монастыря Сергия (Фёдорова) была назначена начальницей Покровской женской общины, а Елизавета Федотовна утверждена ее попечительницей.

К этому времени община увеличилась до 60-ти человек.

К 1903 году на территории монастыря было построено 7 деревянных корпусов, 1 кирпичный 3-этажный площадью 2500 кв.м. В этом корпусе размещались домовый храм преподобного Сергия Радонежского, богадельня с больницей, просфорная, иконописная и рукодельная мастерские, церковно-приходские школы.

Храмовые праздники:

  • 1/14 октября в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
  • 5/18 июля в честь обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского.
  • 25/8 октября в честь преставления преподобного Сергия Радонежского.

Были в монастыре две чтимые иконы: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Воскресения Христова. В 1919 году они были конфискованы, их местонахождение неизвестно.

В 1919 году Покровский женский монастырь был преобразован в Покровскую трудовую общину. Перед закрытием монастыря в нем совершали свой иноческий подвиг 200 насельниц.

В 1920 году на базе монастырского имущества Покровская община была преобразована в совхоз «Быково».

С 1927 по 1996 год на территории монастыря размещалось Быковское машинно-тракторное сельхозучилище Некоузского района, которое было одним из лучших в России. В храме Покрова Пресвятой Богородицы был полностью снесен алтарь, внутри устроена тракторная мастерская. Уничтожены все могилы игумений и монахинь. Монастырское кладбище превращено в футбольное поле.

В храме преподобного Сергия Радонежского разместился молодежный клуб. 36-ти метровая колокольня переустроена в котельную, а 9 её колоколов общим весом в 550 пудов сброшены. В начале 1990-х годов училище было закрыто, а в 1996 году Покровский женский монастырь был передан Русской Православной Церкви.

В настоящее время монастырь возрождается к жизни. Частично обустроен келейный корпус. Необходимо закончить его ремонт, в котором проживают насельницы. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы разрушается. Он требует реконструкции и капитального ремонта, но из-за отсутствия средств его восстановление пока не удаётся начать.

В 2005 году во время капитального ремонта скважины, из которой не подавалась вода в келейный корпус (по причине неправильного монтажа труб и электросооружения), под открытым небом в ночное время при специальном освещении рабочие меняли старые трубы на новые. Работу необходимо было завершить к утру, так как техника была предоставлена на несколько часов. Начался проливной дождь, это грозило заливом и загрязнением новых канализационных труб. Мы стали молиться перед иконой Казанской Божией Матери. И когда я после молитвы пришла на рабочее место, рабочие в недоумении мне показали, что на место, где велись работы, не упала ни одна капля дождя. Приблизительно в 40 метрах от скважины и уложенных канализационных труб дождь прошел полосой. Работа с Божией помощью была закончена в два часа ночи.

В 2007 году к Престольному празднику в честь Покрова Пресвятой Богородицы над келейным корпусом старая разрушенная крыша была заменена на новую из металлочерепицы. Изготовлены и установлены купол и золоченый крест над домовым храмом. Купол с крестом устанавливали 13 октябри в три часа ночи к празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Утром 14 октября трехцветная радуга опоясала храм Пресвятой Богородицы и келейный корпус, где был установлен этот крест.

11 сентября 2009 года во время Божественной Литургии в честь усекновения главы Пророка, Предтечи и крестителя Господня Иоанна обильно замироточила писанная на доске икона Казанской Божией Матери. Мироточение иконы продолжалось в течение месяца, после чего через некоторое время была возвращена утраченная ранее икона усекновения главы св. Иоанна Предтечи, написанная сестрами нашей обители в 1898 году.

Было множество и других проявлений Божией милости к Мологской святыне.

Строительство монастыря издавна считается душеспасительным делом. Из истории нашего православного народа видно, что русские не могут жить без монашества. В старину церкви и монастыри возводили всем миром. Многие благочестивые люди активно в этом участвовали, и благодарная Церковь всегда за них молилась.

Верующие люди всегда стараются побывать в монастырях, поскольку монастыри – это как бы водоемы живой воды, которые дают живительную спасительную влагу душам жаждущих. Сюда приезжают впитать в себя молитвенный дух обители, отдохнуть душой. Монашество – великая Божия Тайна и для тех, кто дерзает вступить в эту святую тайну и приобщиться к истинному духу. Господь хранит их на все времена. Главное дело монахов есть молитва неустанная: о Церкви, об Отечестве, о живых и мертвых.

Они - жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду, так как монашествующие, вышедшие сами из мира, не оставляют его духом, непрестанно воссылают молитвы о благосостоянии общества.

Естественно, и мир не должен забывать их, а именно: не только не препятствовать образованию монастырей, но желать их образованию, содействовать их возрождению и благодарить Бога за них, молиться за монашествующих, которым много труда предстоит по возрождению разрушенных обителей. Это милость Божия, которую Господь дал нашему поколению: возрождать поруганные святыни.

Нелегко восстанавливать утраченное, но с нами Небесное Покровительство Пресвятой Богородицы, благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, молитвы и благотворительная помощь всех, кому не безразличны возрождение святынь земли Русской, духовно- нравственных основ России и судьба Мологского края.

Храмы и монастыри есть достояние народа, поэтому к народу всем нашим собором мы и обращаемся: дорогие братья и сестры, те, кому не безразлично будущее нас и наших детей, будьте милостивы, внесите свою посильную лепту в благое дело возрождения Мологского Покровского женского монастыря.

Сегодня, среди страшного безверия и разрухи, восстановление женского монастыря дает возможность возродить здесь дух христианского подвижничества. Экономическое процветание России невозможно без духовного возрождения народа – Православия. Без истинной веры в Бога никто еще не нашел ни смысла жизни, ни спасения, ни благополучия.

Будем надеяться, что с возрождением Мологского Покровского женского монастыря вернется к жизни святая, затопленная Мологская земля с её несметными духовными сокровищами.

Блаженны милостивые, ибо они
помилованы будут
(Мф 5,7).