Рассказы матушки Феодориты

- Эти записи по своему качеству и составу не претендуют именоваться трудом или описанием моей жизни, а посвящаются светлой памяти старцев, старицы, истинных монахов, священников нашего времени.

Я благодарна Господу за те кратковременные встречи с ними, которые определили мой жизненный путь - монашество.

Старцы учили нас, что, избирая монашество, избираешь путь скорбей, лишений, гонений. Несмотря на трудности избранного пути, счастливей монашеской жизни нет на свете, монашеская жизнь радостная - это радость постоянно быть с Богом.

9 февраля 2021 г. В день моего рождения после Божественной Литургии – праздник перенесения мощей свт. Иоанна Златоуста - мне подарили книгу «У пяти старцев».

1. Схиигумен Иероним (Верендякин)

2. Архимандрит Адриан (Кирсаков)

3. Схиархимандрит Феофан (Даньков)

4. Архимандрит Кирилл (Павлов)

5. Протоиерей Николай (Гурьянов)

По милости Божией, Господь даровал мне встречи, беседы с ними, духовное окормление.

Встреча с Протоиереем Николаем

Встреча с о. Николаем. О нём я много слышала в продолжение многих лет, корила себя, что не решалась съездить, повидаться с ним и решить проблемы, главные вопросы жизни – в чём смысл её, как спастись.

До встречи с о. Николаем у меня была встреча в 1994 году со старцем иеродиаконом Аввакумом (Краснодарский край) и со старицей схимонахиней Феодосией (Рязанская обл.) – встречи, которые очень изменили мою жизнь.

Первая моя встреча с о. Николаем произошла в конце 1994 года. В ходе разговора с друзьями встал вопрос о немедленной поездке к старцу Николаю с их братом, который был очень болен физически и духовно, роптал на Господа. Соглашался ехать к нему только ради интереса.

Была холодная и дождливая погода. Мы долго ходили по острову, молясь Господу о даровании нам встречи с о. Николаем. Наконец, появилась рыбацкая лодка. Добрые рыбаки согласились взять нас с собой и доставить на остров Залит.

Сойдя на берег, мы увидели много людей – паломников, которые двинулись быстро в сторону храма, а затем в сторону маленького домика. У калитки дома стояло множество людей, мы тоже там встали.

Каждый из нас думал: «Навряд ли мы встретимся с батюшкой». Я помолилась и положилась на волю Божию. Вдруг калитка открылась, мы вошли в маленький дворик. Неожиданно вышел о. Николай и вдруг сразу подходит к брату моих друзей, ради которого мы и приехали, слегка ударяет его своей рукой по щеке и говорит: «Да хранит тебя Господь». Благословил нас, помазал маслом. От неожиданности мы просто онемели, увидев его ласковый взор, обращённый к нам. Несмотря на то, что моя личная беседа с батюшкой не состоялась, возвращаясь домой, мы с радостью делились впечатлениями о состоявшейся встрече со старцем и о необыкновенном ощущении после помазания маслом и его благословения: «Помоги вам Господь». Встреча со старцем укрепила нас, немощных. Благодаря этой встрече мы узнали главное – в чём смысл жизни нашей. Почему Господь посылает нам болезни, скорби. Главное наше спасение – покаяние и причащение. Батюшка говорил: «За всё благодарите Господа. За обидчика молитесь». Последняя моя встреча с батюшкой состоялась в августе 2002 года. Я ехала к нему на остров Залит за молитвенной поддержкой уже будучи монахиней. А на острове скорбь и печаль - батюшка почил…

Встреча состоялась на кладбище во время похорон нашего дорогого батюшки (старца), молитвами которого спасаемся мы и наша Святая Русь.

Встреча со схиархимандритом Феофаном

Встреча со схиигуменом Феофаном в 1994 году. Встретилась я с батюшкой в метро - он собирал пожертвования с церковной кружкой, - куда и я ежедневно утром отправлялась на работу с 7 до 8 утра, а затем ходила по вагонам с церковной кружкой, собирая пожертвования на возрождение храмов в глубинке. По благословению своего духовника я создала группу из трёх человек, ходила к предпринимателям, писала прошения на возрождение храмов и монастырей в глубинке. Шили мы и облачения священнические, и облачения для алтаря и храма. В то время от Патриархии выдавали документ-благословение на сбор пожертвований. И вот в первые дни, как появился батюшка в метро, его тут же арестовала милиция. Я пошла в милицию за ним. А поскольку меня там знали, так как я у них уже предварительно побывала, батюшку отпустили.

Отец Феофан пригласил меня посетить монастырь. Я с радостью согласилась, но обстоятельства так сложились, что посещение на долгое время было отложено. И вот через довольно длительное время, по милости Божией, я уже встречаюсь с архимандритом Феофаном на целебном молебне, где он лечит людей копием.

В церкви, где должен проходить молебен, стояло много людей в тесноте, все после долгого пути, думая о своих скорбях и болезнях, с нетерпением ждали батюшку, смотря на входную дверь. И вдруг в храм входит архимандрит Феофан с портфелем в руках. Масса людей расступилась, давая ему проход. Когда всё было подготовлено к службе, отец Феофан достал из своего портфеля копие, обратился к нам, произнёс краткую, но очень важную проповедь: «Следить за своим здоровьем, особенно духовном, данным нам Господом». Сказал о грехах наших, о покаянии и причастии Тела и Крови Спасителя. Несколько раз повторил: «Не держать зло. Всё, что нам посылает Господь - во исцеление и вразумление». Затем было прочитано Правило общей исповеди. И начался молебен. По очереди все подходили к батюшке и получали уколье копием. При этом батюшка всё время молился.

После пережитого состояния все присутствующие и я подошли к аналою, целовали крест и Евангелие, затем с радостью подходили на помазание елеем и окропление крещенской водой.

Взяв у о. Феофана благословение, я уехала с чувством благодарности Господу за оказанную мне милость. Встреча с батюшкой помогла мне пересмотреть всю свою жизнь. Последний раз я встретилась с отцом Феофаном в 2001 году, будучи уже монахиней. Я приехала к батюшке после серьёзных физических и духовных травм. Он принял меня не в приёмный день – что дало возможность поговорить с ним.

Милостью Божией мне была предоставлена келья, в монастыре я пробыла несколько дней в молитве и покаянии. Стало радостно и легко на душе после общения с отцом Феофаном. Страх и беспокойство, которые были перед встречей с ним, прошли. Его простота, приветливость и доступность радуют сердце. После пережитых мною серьёзных физических и духовных травм его любовь, мудрость, простота, приветливость, доступность, главное, духовность укрепили меня, оказали большое влияние на мою монашескую жизнь.

Взяв благословение у батюшки, уже уезжая, получила от него духовное вразумление: «Всё, что посылает нам Господь, надо принимать с радостью, не помнить зла. За всё благодарить Господа».

Невозможно передать и выразить ту радость и благодарность, испытанные мною после общения с отцом Феофаном. «Слава Богу за всё»!

Встреча со схиигуменом Иеронимом

Первая встреча со схиигуменом Иеронимом состоялась в 1994 году. О старце Иерониме я уже знала и много раз пыталась съездить к нему. Однако поездка к нему в Санаксарский монастырь откладывалась по разным причинам. Наконец, по промыслу Божиему, в 1995 году сбылась моя давняя мечта благодаря моим друзьям, которые неоднократно ездили к батюшке на его молебны. После молебна батюшка окропил всех присутствующих на молебне святой водой и помазал всех по очереди освященным маслом с молитвою.

Одни подходили на помазание с радостью, другие с криком. После помазания освящённым маслом я стояла в стороне, у входа, ожидая, когда батюшка освободится, чтобы взять у него благословение. Батюшка, выходя из храма, взял меня за руку и быстро пошёл, я поспешила за ним, догнала его уже у его кельи. Батюшка остановился, и я, подойдя к нему, попросила благословения. Внимательно посмотрев на меня, батюшка меня благословил. Я была смущена до слёз его благословением, быстро отошла, чтобы сохранить в памяти встречу с ним.

Вторая встреча состоялась в конце 1998 года. Я приехала в Санаксарский монастырь с надеждой, что встречусь со старцем. Подойдя к его келье, стала ждать, когда выйдет его келейник, наконец, вышел келейник, и я попросила его узнать у о. Иеронима о возможности моей встречи с ним. Батюшка вышел, подошёл ко мне, улыбаясь. Я взяла у него благословение, растерялась и забыла, зачем к нему приехала. Главный вопрос моей жизни – принятие монашества, на которое было благословение уже несколько лет. Старец стал сразу говорить о монашестве, о монашеской жизни, покаянии, о строительстве храмов и монастырей. А я как раз этим и занималась.

Всё, о чём говорил в эту встречу батюшка, было не случайным. Значит, по Божией воле произошла эта встреча. Господь открыл ему мой дальнейший жизненный путь. Батюшка очень тонко отвечал на все мои вопросы, с которыми я к нему приехала, но от растерянности не произносила их вслух.

7 июня 1999 года я была пострижена в мантию, согласно благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Симона Архиепископа Рязанского и Кассимовского, с наречением имени Феодорита в честь святителя Феодорита Архиепископа Рязанского и Муромского. 12 октября 1999 года была назначена старшей сестрой Покровского женского монастыря г. Михайлова Рязанской области.

Встреча с архимандритом Кириллом

Встреча с архимандритом Кириллом (Павловым). О старце Кирилле я узнала в 1994 году, когда первый раз посетила Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, о том, что это очень почитаемый и любимый старец.

В 1998 году я приехала к нему в Переделкино с главным моим жизненным вопросом – принимать мне постриг в монашество или нет? По благословению архиепископа Рязанского и Кассимовского Симона у меня уже была пошита монашеская одежда, но я не давала согласия на постриг. Приехав в Переделкино, я увидела у ворот много людей, монахов, священников, ожидающих встречи с батюшкой. Изредка открывалась сбоку дверь, пропуская то одного, то другого. Народу всё прибавлялось. У двери стояла группа монахинь, которые с радостными лицами молились. Я подошла к ним и стала вместе с ними молиться. Не имея уже надежды попасть к батюшке, я положилась на Божию волю. Неожиданно открылась дверь, их пропустили, и по милости Божией, я прошла вместе с ними. Познакомившись с монахинями в ожидании встречи с батюшкой, я узнала, что они его духовные чада. Вдруг вышла келейница батюшки, я попросила её узнать, примет ли меня он. Через какое-то время она вновь вышла, сказав мне: «Батюшка Вас ждёт». И я пошла за ней. Зайдя к батюшке, я сразу, чтобы не задерживать ожидающих, взяла у него благословение и сказала ему, что приехала за советом, принимать мне монашество или нет, что, по благословению Владыки Симона, с 1996 года пошита уже монашеская одежда. К моему удивлению, батюшка благословил меня на принятие монашества. 7 июня 1999 года я была пострижена в мантию. В сентябре 1999 года, по благословению владыки Симона, я вновь посетила батюшку в Переделкино, узнать, есть ли воля Божия назначить меня старшей сестрой в возрождающийся Покровский женский монастырь г. Михайлов. Старец Кирилл благословил меня. 12 октября 1999 года я была назначена старшей сестрой. В 2000 году, получив очень серьёзную травму, я была освобождена по состоянию здоровья от этой должности. В 2000 году, по благословению батюшки я поехала в Грецию. Спрашиваю у него: «Сколько мне там быть»? А он отвечает: «Как сердце подскажет». Жила я в Русском доме в городе Афины, который создан Еленой Романовой. Каждый день со мной занималась греческим языком девяностолетняя русская княгиня. Затем мне предложили оформить постоянную визу и выбрать монастырь, в котором я могу остаться. И вдруг на это предложение я сразу ответила: «Без России я не могу». Вернулась в свой родной дом – Россию. С 2002 по 2004 гг. находилась на послушании в Толгском монастыре.

В 2004 году, по благословению архиепископа Кирилла, я была назначена исполняющей обязанности настоятельницы Мологского Покровского женского монастыря. И в 2011 году, по его же благословению, - игуменией монастыря. Каждая встреча с батюшкой приносила радость и утешение. Он учил все скорби переносить терпеливо, с верою и надеждою, как милость Божию. И за всё благодарить Господа. «Слава Богу за всё, и за скорбь и за радость».

Встреча с архимандритом Адрианом

Встреча с архимандритом Адрианом (Кирсановым) в Псково-Печерском монастыре. Первое посещение монастыря состоялось в 1994 году. Как паломницу меня поразило величие и сказочный вид монастыря. Необыкновенная красота церквей, монастырских корпусов, ангельское пение на богослужении, удивительная красота цветущих роз. Было такое ощущение, что я в Раю. Второе посещение монастыря состоялось в 1995 году. Приехали мы втроем с желанием помолиться и потрудиться в течение месяца, если будет на то благословение. Благословение было получено. Моё послушание - сбор ягод, работа в трапезной. Нас, трёх сестёр, поместили в строящемся деревянном храме, расположенном за тысячелетним дубом, который находится за Успенским и Покровским храмами. В этом же 1995 году храм был освящён в честь преподобных отцов Псково-Печерских.

Проходя послушание в трапезной, я увидела, как сердечно угощали трудников и паломников. Сервировка стола была на высшем уровне, порядок, чистота, внимание, простота. Потом узнала, что такой порядок в монастыре сохраняется со времён наместника отца Алипия. Несмотря на усталость и ежедневные ранние подъёмы, постоянные службы, я с радостью посещала молебны и богослужения. Меня поразила в монастыре не только внешняя красота, здесь я увидела и ощутила настоящую монашескую жизнь. Господь Бог за труды и молитвы монахов сохранил монастырь. Уже 600 лет в монастыре непрестанно идёт молитва за Русь Святую.

Подошло время моего отъезда. Проводы были очень тёплые. Приглашали приезжать ещё по возможности. Следующий мой приезд в монастырь состоялся в 1998 году. Я приехала с друзьями (муж, жена) в монастырь с желанием встретиться со старцем Иоанном Крестьянкиным. Батюшки в монастыре не оказалось, нам монахи предложили встретиться с архимандритом Нафанаилом. Мы долго его искали, наконец, увидели идущего навстречу нам монаха в старом подряснике. Подойдя к нему я спросила: «Как нам найти архимандрита Нафанаила»? Он отвечает: «Это я». От неожиданности я потеряла дар речи. Батюшка внимательно и строго посмотрел на меня. Спросил: «Зачем ты приехала»? А я стою и молчу. Вдруг батюшка предложил нам пойти к нему и попить чаю. Друзья мои пошли за ним, а я стою на месте в молчании и растерянности. Вдруг батюшка поворачивается ко мне и спрашивает: «А ты, что стоишь»? Я говорю: «Как же я могу пойти к Вам, архимандриту, пить чай»? А он мне отвечает: «Как я с будущей игуменьей не попью чай»? Я пошла за ним, не придав значения сказанным словам. Меня поразило другое – при его занятости вдруг такое внимание и любовь к людям, совершенно незнакомым - пришли к нему и не знают, что спросить. Хотя у меня был главный вопрос, с которым я ехала в монастырь: «Принимать мне монашество или нет»? Я считала, что монашество – это особое призвание, к которому я не готова. И поэтому не давала на это согласие. Совершенно не помню, как я шла за отцом Нафанаилом, как шла обратно. В эту короткую встречу батюшка говорил о монашестве, о долге монашеском, о покаянии, терпении, смирении. В дверь постучали, вошёл монах, и я с батюшкой срочно простилась, получив у него благословение на дорогу.

Только теперь я понимаю, проходя свой путь монашеский, что Господь Бог отцу Нафанаилу за его любовь к людям, к православию открывал жизненный путь людей, которые к нему обращались, но также не случайно, а по промыслу Божиему.

Следующий мой приезд в монастырь был в 2000 году, я приехала к старцу Адриану. Поднявшись на второй этаж, увидела много людей, стоявших у двери кельи старца. Я была последняя. Когда подошла моя очередь, я шагнула к двери. Дверь открылась, вышла келейница батюшки и сказала, что батюшка устал и принимать больше не будет. С грустью и огорчением я отошла от двери старца и стала молиться Господу, прося Его даровать мне встречу с батюшкой. И вдруг чудным промыслом Божиим открывается дверь и выходит батюшка, берет меня за руку и вводит в свою келью. От неожиданности я потеряла дар речи. Придя в себя, взяв у батюшки благословение, сказала ему, что накануне была у старца Кирилла. Батюшка прервал меня и, строго глядя, сказал: «Сделать так, как благословил отец Кирилл». Отец Адриан очень серьёзно отвечал на мои мысленные вопросы, которые я ему не задавала, и в молчании слушала его. Батюшка в этот миг говорил о самом важном – что в монашеской жизни главное терпение, смирение, послушание, о Иисусовой молитве, о том, что надо чаще исповедоваться и причащаться, что во всём необходимо быть осторожным, не каждому доверять, с рассуждением проверять, кому доверять. Будучи доверчивой, я претерпела много было скорбей. И батюшка как бы между прочим предупредил меня, что все отношения с людьми надо анализировать. На прощание он сказал, что у меня будет много скорбей. «Крест свой неси до конца. С Креста не сходят, с него снимают. Чаще исповедоваться и причащаться. Во всём поступать по воле Божией, и Господь по вере твоей будет помогать тебе». Получив на прощание благословение, выйдя в коридор, встала в стороне, приводя в порядок свои мысли, прочитав полушёпотом благодарственную молитву, сделав поклон в сторону батюшкиной кельи.

Утром, отстояв Божественную Литургию и поблагодарив Господа Бога, Который даровал мне встречу со старцем, я покинула монастырь.

Встреча со старцем иеродиаконом Аввакумом и старицей схимонахиней Феодосией

Очень хочется рассказать о встречах со старцем иеродиаконом Аввакумом (Краснодарский край, Апшеронский район, станция Куринская) и старицей схимонахиней Феодосией (Рязанская область, г. Скопин, поселок Октябрьский). Встреча с ними была гораздо раньше, чем с вышеназванными мною старцами.

В 1993 году в г. Москве при выходе из метро ко мне подошёл священник и спросил, как пройти на Афонское подворье, - я как раз шла туда на Божественную Литургию. Встреча оказалась не случайной, всё по воле Божией. В этот день Господь даровал мне духовного отца протоиерея Валентина (Сазонова), в настоящее время - архимандрит Иоанн из Казахстана. Батюшка попросил меня поселить на время в моей квартире, по благословению старца Наума, переселенцев из Казахстана в Рязанскую область и Краснодарский край.

В моей московской квартире площадью 50 м2 в 1994 году поселилось более 20 человек, под руководством игумена Гавриила, которые со временем обосновались в Александро-Невском посёлке Рязанской области.

Игумен Гавриил как-то мне предложил: «Поедем к старице Рязанской». Знакомство со старицей схимонахиней Феодосией состоялось в этом же году, когда матушка была ещё Натальюшкой. Как только я зашла в келью к матушке, она мне говорит: «Давно я тебя ждала». От неожиданности и удивления я спросила: «Матушка, как это вы давно меня ждали»? А она мне отвечает: «Это ты будешь матушкой». Я растерялась и спрашиваю: «Что Вы хотите этим сказать»? Она говорит: «Матушкой, матушкой будешь».

В 1994 году я, также по благословению игумена Гавриила, поехала на встречу со старцем Аввакумом, который был 25 лет в затворе, жил в лесу в землянке в 17 км от станция Куринская. Он принял меня первой после выхода его из затвора. При первой встрече старец Аввакум вручает мне большой и малый деревянные кресты. Взяв эти кресты, с удивлением у него спрашиваю: «А для чего два креста?». Старец мне отвечает: «Придёт время, узнаешь, для чего».

В 1999 году я приняла монашеский постриг, и именно эти два креста были мне вручены при постриге. Вместе с параманом на постригаемого возлагается крест (малый) в воспоминание крестных страданий Господа Иисуса Христа и в знамение последования Ему в несении своего креста, то есть терпении всех случающихся скорбей и страданий.

Наконец, монашествующему вручаются чётки, при постриге называемые мечом духовным, и крест большой, как символ веры и напоминание слов Господа: «Иже хощет по Мне ити да отвергается себе и возьмёт крест свой и последует Ми» (Мф 16,24).

В 1995 году архиепископ Рязанский и Кассимовский Симон (Новиков) освящал домовый храм в честь Казанской иконы Божией Матери в Александро-Невском посёлке, где уже жили переселенцы из Казахстана. Меня на освящении не было. Староста этого храма сказала владыке: «Есть такая Алла Ивановна, которая помогала в возрождении этого храма и имения Скобелева». Владыко просил передать, чтобы я к нему приехала. Когда я приехала к нему, владыко долго со мной беседовал, назначил меня экономом. Я взяла у него благословение, при выходе от него вдруг владыко останавливает меня со словами: «Шей одежду монашескую». От неожиданности я растерялась, но послушание выполнила и несколько лет не давала согласия на постриг. В 1996 году я еду паломницей на теплоходе в Иерусалим. На теплоходе всю ночь молилась Царице Небесной, чтобы она через святые мощи, которые утром привезут с Афона, открыла мне волю Божию – принимать мне монашество или нет. Привезли мощи святых, образовалась большая очередь, чтобы приложиться к ним. Я стояла в стороне и молилась Царице Небесной. Вдруг от святых мощей отходит иеромонах и вручает мне цветные чётки и иконку Пресвятая Богородица Игуменья горы Афонской. После возвращения из Иерусалима я еду к старцу Аввакуму, который сразу при встрече говорит мне (хотя я ему ещё и слова не сказала): «Просила у Царицы Небесной, ответ – монашество».

В 1999 году в начале июня поехала к матушке Феодосии. «Матушка, - обращаюсь к ней, - благословите монашескую одежду, которую я сшила несколько лет назад по благословению владыки Симона, отдать в монастырь». А она благословляет меня сшить одежду и повесить. Я так и сделала. А через несколько дней владыко Симон приглашает меня на канонизацию Рязанских святителей – Милетия, Гавриила, Михаила и Феодорита. В храме во время службы подходит ко мне владыко и, стукнув крестом по голове, говорит: «Завтра постриг». А ещё спрашивает: «Ты чьё имя хочешь при постриге иметь»? Я ему ответила: «Милетия». «Будем тянуть жребий», - сказал владыко. Почему я сказала Милетия? Я много о нём читала, он занимался сектами. По благословению моего духовного отца, я организовала группу из трёх человек, сама я ходила с церковной кружкой, сбирая пожертвования на возрождение храмов и монастырей, находившихся в глубинке. Шили хоругви, облачения и многое другое. До пострига у меня очень болела рука правая, с трудом делала крестное знамение. Когда понесли раку с мощами, я дотронулась до неё, и у меня сразу прошла боль в руке. Я спросила, чьи это мощи? Мне сказали: «Святителя Феодорита». Подойдя к его иконе, я начала молиться, и у меня пошли помыслы: «Ты будешь носить моё имя, ты будешь игуменья Феодорита». После службы еду в Москву за монашеской одеждой. 7 июня 1999 года я была пострижена в мантию. Согласно благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Симона Архиепископа Рязанского и Кассимовского, - с наречением имени в честь святителя Феодорита, Архиепископа Рязанского и Муромского, память которого отмечается 10/23 июня - день памяти всех Рязанских святых.

По благословению старца Аввакума, в станции Куринская была написана икона святителя Феодорита. Икона Царицы Небесной Игуменьи Горы Афонской написана в 2021 году.

В заключение хочется высказать благодарность Господу за промыслительную встречу со старцами, которая определила всю мою жизнь. Они стали для меня навсегда образцом христианской и монашеской жизни.