Игумения. Рассказ. Автор Вера Силуанова

Игумения. Рассказ. Автор Вера Силуанова


Детство и юность будущей монахини

Настоятельница Мологского Покровского женского монастыря Рыбинской епархии Ярославской области игумения Феодорита в начале своего жизненного пути жила у нас, в столице Кубани, в Краснодаре. В 50-е годы обучалась в краснодарской 35-й школе и жила неподалеку от нее, на улице Свердлова, в общем-то, обычной мирской жизнью. Хотя одноклассники уже тогда видели в ней монашеские черты и даже называли в лицо и за глаза монашкой. А однажды будущей монахине повстречался старец и подтвердил своим пророчеством все догадки окружающих. А заодно утвердил в помыслах и саму Аллу Маркову – так звали Феодориту в миру.  «Будешь игуменией», - изрек старец. И она стала ею через 40 лет.



Воспитывалась будущая игумения Феодорита в благочестивой семье. Родители и другие поколения Марковых были истинно верующими людьми. Игумения Феодорита помнит из детства, как бабуля держала под подушкой икону Богородицы и целовала её перед сном. Ведь это были новые трудные для православия времена «хрущевской оттепели», за веру могли снова наказать.

- Муж одной из моих сестер был офицером Советской Армии. И вот пришло время, моя мама занялась крещением внуков. Зять стал возмущаться, мол, мать, да меня с работы уволят. А мама ему в ответ: «Пусть увольняют, зато мои внуки будут крещены», - вспоминает матушка Федорита.

Кроме сестер Людмилы, Ангелины и Аллы в семье рос братишка Анатолий. Но монашеский долг в этой семье избрала для себя только одна Алла. Тот самый старец в далекой юности рассказал ей также и то, что был у них в роду монах, который-то  и вымолил для неё дорогу в монастырь. Для чего? Да чтобы тоже молилась за свою семью, за других людей и за нас, грешников.

Матушка Феодорита со своими сестрами Людмилой и Ангелиной и братом Анатолием. Приблизительно 1958 г.


Жизнь в миру

В Мологский монастырь матушку вела длинная и непростая дорога. После школы в 1957 году юная Алла уехала в Свердловск, хотела учиться там в политехническом институте. Но вступительные экзамены не прошла, хотя была в школе успешной ученицей.

Матушка Феодорита с подругами на своем школьном выпускном вечере (справа). Г. Краснодар, школа № 35. 1957 г.

Полгода проработала лаборантом в институте резиновой промышленности, вечерами тайком утирая слезы. Но прочь отчаяние - девушка решила поступать в техникум! «Если сдашь зимнюю сессию за полугодие, то примем», - поставили такое условие преподаватели техникума. Экзамены сданы, и вот Алла Маркова – студентка… ах и ох, факультета пластических масс и каучука… Затем – красный диплом выпускницы и распределение в Рязань на радиозавод.

Это был 1962 год, начало её довольно неплохой инженерной карьеры. Алла Ивановна быстро стала ведущим инженером, а заодно окончила в Москве политехнический институт, о котором не переставала мечтать.

В начале 80-х её, уже ведущего инженера завода, заметили на одной из московских выставок, да ни кто-нибудь, а сам министр промышленности! Он оценил её грамотную речь, и то, как она ведет дебаты с посетителями заводской экспозиции, и тут же пригласил работать на должность ведущего инженера в Московский  «Рубин». Так Алла Маркова стала москвичкой. А еще через два года она уже начальник технологического бюро Московского НИИ...

Но это далеко не все, чем Алла Маркова занималась в своей славной и такой успешной трудовой жизни.  

Начальница с сумой на шее

Двери электрички сомкнулись и народ уткнулся  кто куда: в газеты, в окна, в дрему… И тут в летнюю духоту поезда ворвался звонкий женский голос:
- Дорогие братья и сестры! Под Рязанью строится новый храм. Помогите Христа ради!..
- Алла Ивановна, Вы?!
- Люди добрые, помогите Христа ради! – невозмутимо и твердо женщина прошла вперед по вагону, даже не взглянув на вопрошающего. Этот немало удивленный пассажир был её подчиненным из института…
Сотрудники и просто знакомые еще не раз видели её «христарадничающую» в электричках и на улицах с висящей на тонкой шее картонной коробкою. «Помогите Христа ради»… в советское время! в советском учреждении… Когда же начальница приходила на работу, сотрудники опускали головы и плечи, стараясь не встречаться с ней глазами…

Такое «щекотливое» положение нисколько не смущало Аллу Ивановну. Строящимся храмам нужны средства, и ничего больше её не волновало. При её активном участии были выстроены храм в честь Архангела Михаила в Семипалатинске, три храма и женский монастырь в Рязанской области, церковь в селе Куринка Краснодарского края...

До мирской своей пенсии еще пять лет матушка проработала в Москве замначальника центральной химической лаборатории, не оставляя при этом дела благотворительности.

Испытания  мантией

В 1998-м Алла Маркова еще плотнее приблизилась к своему истинному призванию – стала экономом-строителем при Рязанском храме в честь Казанской иконы Божией Матери. Вот и пригодились технические познания во Славу Господа! Благословлял на труды тогда еще рабу Божию Аллу Митрополит Рязанский и Касимовский Симон. А еще через год Его Высокопреосвященство благословил её на постриг с наречением имени в честь святителя Феодорита - архиепископа Рязанского и Муромского.

В этом же монастыре Феодорита стала трудиться старшей сестрой. Привыкать было, конечно, трудно. Монашеская жизнь дело ведь не простое. «Сама сломаешься, а дух твой нет», - такое пророчество услышала она на новом этапе своей жизни от другого старца. Разве могла сестра Феодорита предположить, что будут значить эти слова на самом деле…

Она бежала по каким-то монастырским делам, как вдруг упала, что называется, на ровном месте и получила тяжелейшую травму ребер и шейного отдела позвоночника. Несколько лет кости шеи отказывались срастаться, и работу в монастыре пришлось оставить до лучших времен.

В те годы матушка впервые побывала на Святой Земле в Иерусалиме. Дождавшись пламени Благодатного Огня, Феодорита быстрым рывком отвернула ворот с затылка и больной шеи и, запрокинув назад руки, направила свечу на места переломов. Домой она вернулась абсолютно здоровым человеком. Кости срослись мгновенно.
Воистину «по вере вашей воздастся вам», как гласит Евангелие.

Духовная лечебница на кафедре Но даже в эти тяжелые для себя годы сестра Феодорита не сидела, сложа руки. Она получила диплом Богословско-педагогического факультета Московского университета имени апостола Иоанна Богослова. И, конечно, продолжала помогать церкви - в период болезни только словом. Но слово её было весьма ценно для людей.

По церковному благословению монахиня Феодорита приступила к обширной просветительской деятельности на должности заместителя руководителя кафедры клинической физиологии в Москве. В общем, матушка наша занялась здоровьем людей –  физическим и духовным.

Вот мнение одного из пациентов кафедры, клирика Успенского Собора иерея Вячеслава Трубина:
- Каково же было мое удивление, когда я увидел на кафедре монахиню Феодориту, известную мне, как человека строго православных взглядов! Что касается результатов лечения, чувствую себя гораздо лучше. А ведь будучи больным с детства и испробовав всевозможные способы лечения, я почти окончательно разуверился в современной медицине!

Что же такого необыкновенного видели и получали пациенты в этой клинике? Это мы тоже узнаем из рассказа иерея и других пациентов. Во-первых, доброжелательное и радушное отношение персонала (как же нам этого не хватает на любом рабочем месте!). Ведь именно этому учил нас Господь – относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Это уже половина дела, не правда ли? Плюс к этому православная символика: в кабинетах врачей – иконы, перед началом работы – обязательное крестное знамение. Все вопросы до сих пор решаются в этой клинике не по своеволию, а с благословения духовника. Сотрудники кафедры, несмотря на большую занятость, считают насущно необходимым чаще прибегать к Таинствам исповеди и Святого Причастия. А научила их всему этому матушка Феодорита!
За годы её работы атеистов на кафедре практически не осталось. Да не только здесь, а везде, где она появлялась, люди чудесным образом примыкали к православной вере и нашей Матери-Церкви. Для одних монахиня Феодорита становилась светочем самого первого церковного познания, самой первой молитвы, других она вытаскивала из бездны сектантских заблуждений, терпеливо, шаг за шагом  помогая их духовному пробуждению. Так бывшие баптисты становились православными монахами, атеисты – даже священниками, а представители других вероисповеданий – помощниками, а порой и приверженцами православия.

Монахиню Феодориту любят и чтят в Бийской гимназии Алтайского края, в коей она на протяжении нескольких лет являлась членом Попечительского Совета, решив для гимназистов немало материальных и технических проблем. Подспорьем были вновь её железный характер, трудолюбие, опыт и молитвенное слово.

Возвращение в монастырь

- Я бы могла безбедно жить, трудясь там, на кафедре, - откровенно высказала матушка, - но я монахиня, и я не знаю и не хочу знать жизни без монастыря. Быть в монастыре, иметь возможность трудиться  во Славу Божию – это самое главное утешение и смысл моей жизни.

В 2003 году Феодорита приняла послушание в Свято-Введенском Толгском женском монастыре. А 31 апреля 2004 года по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла стала исполнять обязанности настоятельницы Мологского Покровского монастыря. В канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы матушка приняла сан игумении. Это знаменательное событие произошло 8 апреля 2011 года.

…Через год, в апреле 2012 года, я впервые встретилась с матушкой на Святой Земле, в Иерусалиме, куда мы прибыли вместе с другими паломниками из разных уголков России для встречи Благодатного Огня и празднования Святой Пасхи.

Вторая наша встреча произошла спустя полгода у неё в монастыре. О нем мой следующий рассказ.



Свеча до неба

Мологская земля  - необыкновенное место. Здесь чудесным образом переплелись культура купечества, дворян и крестьянские народные традиции. Но особенной, отличительной чертой мологжан всегда была искренняя непоколебимая вера в Бога. Это подтверждается наличием здесь четырех монастырей и более ста православных храмов.

Летописи гласят, что в конце 18 века в Мологском уезде жила богатая вдова, потомственная дворянка Елизавета Ермолинская. Проезжая как-то мимо того места, где стоит теперь монастырь, она увидела громадную свечу, пламя которой упиралось в самое небо. Елизавета Федоровна посчитала это знамением и тут же занялась постройкой обители. Старые люди говорят, что еще не раз свеча показывалась в этом месте, укрепляя намерения помещицы и её помощников-строителей. Свеча проявилась и на одном из современных фото, сделанным матушкой Феодоритой. Она очень дорожит этим снимком.

Горит свеча


25 декабря 1885 года община была утверждена святейшим Синодом, и располагалась она на 175 десятинах земли. Двести насельниц вели подсобное хозяйство, выращивали зерно и овощи, имели сад и даже животноводческую ферму. В общем, жили, Слава Богу, безбедно. Прихожан тогда было тоже более, чем достаточно –  тысячи. При монастыре действовало два храма – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и игумена всея Руси Сергия Радонежского*.

А в 1927 году большевики разорили монастырь, обустроив на его территории совхоз «Быково» с техническим училищем. Судьба же монахинь остается неизвестной по сей день. В Богородичном храме новые власти устроили тракторную мастерскую, а в церкви великого Сергия Радонежского – танцевальный клуб.

Из стен училища выходило в год по 700 человек, снабжая кадрами всю Ярославскую область. Дело-то неплохое, но «благими» намерениями, приправленными комсомольским азартом, были снесены Покровский алтарь и две могилы за его стеной, которыми монахини очень дорожили. Здесь покоились первая игумения Миропия и благодетельница монастыря Елизавета Ермолинская.

- Монастырское кладбище тоже уничтожили, - сокрушенно рассказала матушка, - раскатали могилы под футбольное поле… варвары…

Было уничтожено то, к чему даже не посмел притронуться местный апокалипсис, вызванный страшным наводнением в 1941 году. Причина трагедии кроется в Рыбинском искусственном водохранилище, площадь которого достигала 4,5 тысячи кв.км. Плотина тогда подняла волжские волны на 18 метров, и вода затопила Мологу, Весьегонск, около 700 сел и деревень вместе с домами, храмами и тысячами людских жизней.
Если лето выдается засушливым, купола затопленных церквей показываются из воды, вновь напоминая о себе…  «Молога, как призрак, то появляется, то исчезает, пугая следами грандиозного разрушения»**…
А вот Мологский Покровский монастырь остался нетронутым. «По милости и промыслу Божиему», - поясняет матушка Феодорита.

Рыбинское водохранилище среди православной христианской общественности именуется теперь местом священным, а его берега – островом Спасения. Вот уже десять лет на берегу Рыбинского моря  проводятся Мологские-Леушинские всенощные стояния, во время которых люди стоят со свечами в руках и молятся о спасении России.

- Возрождение нашего монастыря сегодня – это возрождение всей Мологской земли завтра, - подытожила матушка Феодорита.

Сейчас монастырская территория представляет собой пустырь, который матушка вместе с сестрами день за днем приводят к достойному виду. Вывезены из алтаря 37 поломанных тракторов, и как память о тяжелом лихолетье тут и там в храме попадаются неуместные и оттого жестокие рабочие таблички: «Болты разные», «Опасно для жизни»…

Сквозь обвалившуюся штукатурку и вековую грязь на стенах просматриваются  старинные фрески икон. Кто-то из верующих видит на месте алтаря лик самого Сергия Радонежского…

Монахини

Именно он, святой Сергий Радонежский привел в монастырь старенькую монахиню Аннушку. Три года назад Аннушка участвовала в крестном ходе  в его честь, и каким-то чудным образом в голове её созрело решение податься сюда, в древнюю Мологу.

Разговорились мы с ней по душам. До своей монастырской жизни Аннушка целых сорок лет проработала преподавателем музыкальной школы по классу виолончели. В составе областного оркестра объездила с концертами полмира.

- А вот в Париже не побывала, - смеется Аннушка, - батюшка тогда благословил помогать на кухне с просфорами, праздник был.

 Другая сестра Татьяна помоложе, ей 31 год. У родителей на Вологодчине остался её маленький сынок, ну а с замужеством не сложилось. Дорога в монастырь у каждой монахини своя, а причина общая – огромное желание служить Богу, и просто нет у них другого смысла жизни.

- Монахиня может отмолить грехи семи поколений своего рода, - рассказала матушка Феодорита, - так что иноческий подвиг зря для семьи не проходит.

А какие они шустрые, монашки-то! Такие быстрые, кажется, что передвигаются с секундной скоростью! По приезду нас пригласили за стол в трапезную. Дежурной по кухне в этот день была сестра Маргарита. Она так же шустренько накрыла на стол. Пища у монахинь простая, но вкусная. А все потому, что приготовлена с молитвой и любовью. Три раза в неделю обязательно пост: понедельник, среда и пятница. Это кроме многодневных постов по календарю. Перед едой и после непременно молитва - в трапезной находятся иконы.

Ровно в восемь утра совершается вторая утренняя молитва. А первая молитва гораздо раньше – в четыре часа. Есть в монастыре и круглосуточная молитва, читается неусыпаемая псалтырь. Записочки подаются прихожанами здесь, в монастыре, или на выездных выставках. Звонят матушке с просьбой помолиться и по телефону. Игумения никому не отказывает.
- Это мой монашеский долг, - говорит она.

Помощники  монастыря В свою очередь люди тоже помогают монастырю, кто чем может.
- В списке наших благотворителей уже тысяча человек, - рассказала матушка.

Суммы пожертвований, в основном, небольшие, но благодаря матушкиной хозяйственности, стройка движется неплохо. Капитально отремонтирован фундамент трехэтажной обители, проведено не какое-нибудь, а инфракрасное отопление, полностью восстановлен водопровод, новенькие монашеские кельи на третьем этаже имеют современный вид, везде пластиковые окна. В месте выгребных ям работает биологическая установка, уничтожающая бактерии и отходы. Судя по всему, у матушки замечательно получается быть одновременно прорабом и планировщиком, экономистом и рабочим монастырской стройки.

А ведь когда  матушка только пришла в монастырь, жить тут было невозможно для обычного человека. Ни окон, ни дверей, только ветер среди грязных развалин. Первые шесть лет матушка жила совсем одна среди разрухи! Бывало, что и крысы падали за шиворот… Но роптать не в матушкином характере.

- Молись и трудись, и все будет хорошо, таков девиз православной жизни, - объяснила игумения Феодорита.

Пришел как-то под вечер к мудрой матушке мужчина.  
- Мать, у меня день рожденья сегодня. Давай я тебе денег дам на крест золотой для крыши, - и выложил сотню тысяч рубликов. 
Матушка помчалась с деньгами в область и купила замечательный купольный крест. Она решила поспешить, потому что на следующий день в монастырском храме готовился престольный праздник – Покров. Идея установить крест, на ночь глядя, да на крыше третьего этажа была, мягко говоря, смелая, но рабочие на удивление сразу поддержали её.
Работали до рассвета. Зато когда утром люди пришли на праздник, на монастыре красовался красивейший крест, а вокруг – радуга. Видя эту картину, никто не мог сдержать слез…

Другой чудесный случай произошел, когда рабочие монтировали водопроводные трубы. Нужно было закончить к утру, так техника была предоставлена всего на несколько часов. Рабочий день перевалил за полночь, как вдруг начался проливной дождь. Это грозило тем, что траншеи могло попросту залить. Матушка стала молиться у Казанской иконы… А когда вышла на улицу, рабочие с недоумением рассказали, что ливень продолжал идти, но… за исключением того места, где шел монтаж. Теперь они частые помощники и прихожане монастырского храма.

Был еще помощник из мусульман. Он увидел Феодориту на выставке в Москве, поговорил с ней немного о жизни и неожиданно захотел помочь. 250 тысяч – этих денег как раз не хватало тогда матушке на отопление.

А одна москвичка собиралась лечь в больницу на операцию с онкологическим диагнозом. Перед этим решила заехать в матушкин монастырь помолиться перед древней иконой Божией Матери. А по приезду в больницу выяснилось, что операция стала теперь не нужна. Деньги, которые были на неё отложены, исцеленная отдала монастырю.

Вот так разными судьбами, всем миром воссоздается святая обитель.

Сама же матушка ведет скромный, даже аскетический образ жизни. Свою собственную келью до сих пор не отремонтировала. Есть, говорит, дела поважней.
Весь монастырский быт матушка держит в строгом порядке. Наводит идеальную чистоту в монастыре и приучает к этому своих послушниц.

Главные  святыни монастыря

На третий день своей мологской жизни, разбирая завалы на этажах обители, матушка обнаружила в куче мусора большой лист из металла. Он был совсем черным. Матушка вытащила его на свет и заметила едва проступающий  в черноте лик Богородицы. Это была Казанская  икона Божией Матери. Игуменья омыла икону крещенской водой и поставила в чистой комнате монастыря.

День за днем икона стала светлеть, само по себе очищалось золото металла, который оказался латунью. Каково же было удивление матушки и сестер, когда  в 2006 году икона замироточила. Матушка посчитала это событие счастливым знамением – значит обители быть!

К монастырскому Уставу прибавился акафист: «Ради иконы Ея Казанской», а сама икона стала одной из самых почитаемых в монастыре. Чеканное изображение Богородицы и Младенца Иисуса продолжает нерукотворно проявляться, укрепляя веру и жизнелюбие у всех, кто к ней прикасается.

Мироточение повторилось еще через год на празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Об иконе уже узнали люди, стали происходить Чудеса исцеления. Матушка заказала копии иконы, стала раздавать знакомым в Москве, и все они в один голос твердили, что лик матери даже на простой открытке становится четче.

Список иконы и освященное масло стали возить по православным выставкам в другие города России. И, о Чудо! – список тоже замироточил! До сегодняшнего дня это случалось у нас в Краснодаре на Покровской ярмарке 2012 года и в Казани – тоже недавно, в ноябре с.г. Большое количество народа были свидетелями, как икона (повторяю - её копия!) покрылась благоухающими слезами Богоматери. В Краснодаре при виде такого Чуда случилось большое столпотворение, и смотрительнице выставки пришлось даже вызывать полицию, чтобы выбраться из толпы.

Были Чудеса и с маслицем, освященным на мироточивой иконе. Его тоже продают на выставках и в монастыре. Интересный случай произошел совсем недавно. К москвичке Татьяне, помогающей матушке с торговлей на монастырской ярмарке в столице, подошел мужчина в генеральской форме.
- Дай пятьсот штук! – скомандовал он, указывая на флакончики с маслицем.
- Да зачем же столько? – не сдержалась удивленная женщина.
- Видишь? – генерал ткнул пальцем в свои брови, - а их не было! И тут не было! – генерал поднял шапку, - и язвы теперь нет! Буду дальше пить!
- Зачем же вы его такими дозами пьете? – попыталась спорить Татьяна. Но это было бесполезно. Такого количества масла с собой не было, и по настоянию генерала его пришлось довозить из монастыря – на заказ, так сказать.

Это не единственная святыня Мологского Покровского монастыря. Войдя в домовый храм Сергия Радонежского, я почувствовала красивое благоухание. Обойдя храм, я поняла, что чудесный запах идет от Богородичной иконы слева на стене. Икона коричневых тонов писана на дереве, она тоже Казанская и тоже мироточит. 

- Ей 130 лет, - пояснила матушка, - а писали её монахини нашего монастыря. Впервые икона замироточила 11 сентября 2009 года в день Усекновения главы Крестителя Иоанна Предтечи.
Икона с честной главой Иоанна Крестителя была возвращена в монастырь сразу же после мироточения Казанской иконы, и теперь они рядом. Возле старинных икон хранятся двадцать частиц святых угодников Божиих.

Послесловие

Хорошо спалось у матушки в монастыре. В намоленном месте всегда спокойно и легко на душе.

Утром после молитвы и трапезы монахини показали подворье с четырьмя(!) монастырскими прудами. Вокруг территории – лес и кристальной чистоты воздух. До райцентра Некоуз восемь километров по гравийке. До недавнего времени матушка ходила туда-обратно пешком.  Там все блага цивилизации, зато здесь – чистота. Чистота помыслов, желаний и самой христианской жизни.
Пришел электрик, возится с проводами. Матушка разшумелась на него - что-то не так идет в ремонте. Как же ей трудно одной…  

При всей успешности монастырской стройки проблем хватает. Матушка хочет воскресить каменную Покровскую церковь, что во дворе монастыря. Нужно всего шесть миллионов рублей - цена иностранной «тачки», которой никого сейчас не удивишь. Два нижних этажа келейного корпуса тоже требуют капитального ремонта. И рабочие руки необходимы. И все эти проблемы на плечах маленькой хрупкой монахини Феодориты.

Строительство монастыря издавна считается душеспасительным делом. За всех своих помощников, благодетелей матушка просит у Небесных Сил заступничества и спасения.

Молись и трудись, трудись и молись, матушка Феодорита! За нас, грешников, за Россию. И когда-нибудь мы, может быть, прозреем.


 
 
* Домовый храм в честь преподобного Сергия Радонежского расположен в келейном корпусе. Освящен в 1895 году. Ныне храм восстановлен, в нем регулярно совершаются Богослужения.
** Из доклада игумении Феодориты «Мологский Покровский женский монастырь – духовный центр возрождения Мологского края» на конференции в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, 25-27 мая 2011 г.  
 
 
Комментарии к статье
• Дионисий С.
• 8 сентября 2013, 12:45:22 UTC
Знаком с матушкой Феодоритой. Познакомился с ней ещё тогда, когда она поднимала монастырь из руин в одиночку. Был просто поражён. Одно дело читать про подвижников в книжках, а совсем другое увидеть их перед собой и общаться с ними лично. Пожилая женщина, проблемы со здоровьем. А она абсолютно одна поднимала монастырь. Без денег, без связей. Сама, будучи настоятельницей, ездила в Москву и стояла около храмов с ящичком, собирая деньги на монастырь. Сама лично отлавливала и сдавала в милицию мошенников, которые прикрываясь именем монастыря собирали деньги под её именем. Да, было и такое. А потом, собрав какие-то средства, сама поднимала монастырь из руин. И с чиновниками местными воевала и со спившимся местным населением, которое воровало всё что можно, вплоть до того, что срезало по ночам лестницы для сдачи в металлолом (пить же на что-то надо, а работать никто не хочет). Причём, как выяснилось, даже найдя деньги, восстанавливать монастырь непросто. Дело в том, что местные просто не хотят работать. Ни за какие деньги. В принципе не хотят. Хотят только пить. Сидят целый день пьяные на скамеечке и жалуются, что нет работы. А когда матушка Феодорита предлагала им работу, причём предлагала зарплату в два раза больше, чем платят в тех местах, они работать не хотели. Мол как так? Я буду траншею рыть? Пусть таджики копают. Вот если бы охранником, тогда да. То есть ничего не делать, а деньги получать. Хотя я сильно подозреваю, что если бы им и работу охранников предложили, то они работать бы не стали. Конечно нехорошо так говорить, но у меня сложилось впечатление, что местное население (не всё, но подавляющее большинство, трудяги есть, но их мало) способно только воровать и пить. Матушка Феодорита мне как-то пожаловалась : "У вас в Москве хоть таджики есть, а в нашу глушь они не забредают. А то вот деньги на стройку пожертвовали, а строить не могу. Нанять некого, никто работать не хочет". И не смотря на всё это она не сдаётся и не опускает руки. Уповая на Бога она возрождает разорённую святыню. Невозможное человеку возможно Богу. Глядя на неё я просто не мог понять откуда в её возрасте и с её здоровьем в человеке может быть столько энергии и столько сил. Дважды я был в монастыре. И сейчас иногда встречаю матушку в Москве на православным ярмарках на ВВЦ. Иногда, осенью и зимой (на ярмарках в 69-м павильоне) на стенде монастыря продают консервированные огурцы и помидоры с монастырского огорода, которые закручивает лично матушка Феодорита. Если увидите - обязательно купите. Вкуснота обалденная. Я вот хоть и считаю себя специалистом по домашним солёностям, но матушке Феодорите я пожалуй и в ученики не гожусь. Многая и благая лета матушке Феодорите и помощи Божией в её нелёгком труде.